Что-то новенькое

Новости всё включено
29.11.2018

Написали статью о поездке на Бали:

https://pokidale.livejournal.com/4202.html

подробнее >>
19.10.2016

Спешим сообщить об  изменении номера телефона или (495) 220-97-76.Если Вы абонент МТС можно звонить на федеральный номер 8-985-220-97-76.

подробнее >>
01.07.2016

Президент России Владимир Путин подписал указ об отмене ограничений в отношении Турции, в том числе – в туристической отрасли.

подробнее >>
06.06.2016

Ростуризм: Тунис не закрыт для российских туристов

Олег Сафонов поговорил с послом страны о безопасности курортов для российских туристов

подробнее >>

Новый визовый кодекс

Визовый кодекс Евросоюза, вступивший в силу 5 апреля 2010 г., при всей своей безобидности наделал много шума. В основном – из-за отсутствия информации. Журналисты черпали сведения о нововведениях друг у друга, расписывая невероятный объем новой анкеты, рассказывая, что виза подорожала почти в два раза, а все заявители (в кодексе применяется термин «ходатайствующие лица») для подачи документов («ходатайства») должны теперь лично являться в посольства, где, конечно, выстроятся огромные очереди и т.д.

А надо было всего лишь прочитать Визовый кодекс. Сведущему человеку сразу стало бы понятно: за редким исключением, все нововведения этого документа – лишь законодательное закрепление того, что и прежде применялось на практике многими консульствами. Вместе с тем, полезной для турбизнеса информации в кодексе много. И есть статьи, заслуживающие отдельных комментариев с точки зрения их исполнения в России. RATA-news предлагает читателям вместе пройтись по наиболее важным для турбизнеса моментам Визового кодекса.


Анкета.
Действительно увеличилась в объеме, но за счет поясняющего текста. Вопросов стало на 10 меньше.


Визовый сбор.
Для граждан России, в том числе для детей в возрасте от 6 лет, не достигших 12 лет, визовый сбор остался прежним – 35 евро. В документе особо оговаривается, что нормы Визового кодекса применяются к гражданам России с учетом соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз, подписанного 25 мая 2006 г. и вступившего в силу 1 июня 2007 г.

А вот пункт 7 статьи 16 Визового кодекса дает повод для размышлений: «Визовый сбор взимается в евро, в валюте третьей страны либо в валюте, обычно используемой в третьей стране, где подается ходатайство… Когда визовый сбор взимается в валюте, отличной от евро, его размер, взимаемый в этой валюте, определяется и регулярно адаптируется согласно ориентировочным обменным курсам евро, устанавливаемым Европейским центральным банком. Взимаемая сумма может округляться, а консульства в рамках Шенгенского сотрудничества на местах обеспечивают, чтобы взимаемые ими суммы были одинаковыми».

Стоимость визы по текущему курсу евро консульства, в большинстве своем, пересчитывают. А вот существует ли между ними «Шенгенское сотрудничество» на предмет согласования взимаемых сумм – большой вопрос. Визовые сборы у всех разные – видимо, каждый считает по какому-то своему курсу. И нередко стоимость визы так или иначе превышает обозначенную в Визовом кодексе цену 35 евро – даже без учета услуг визового центра.


Сбор за оказание услуг.
Дальше идет статья 17, в которой, в частности, говорится, что сбор за оказание услуг не должен превышать половины размера визового сбора, установленного в параграфе 1 статьи 16, независимо от возможных сокращений или освобождений от уплаты визового сбора…». В параграфе 1 статьи 16 обозначен визовый сбор 60 евро, то есть услуги визовых центров не должны стоить дороже 30 евро. И большинство эту норму соблюдают. Но есть исключения. Например, визовый центр Голландии и Бельгии берет с каждого заявителя 1500 руб. – 40 евро.

Многократная виза. Приятная новость – пункт (8) преамбулы: «При выполнении определенных условий следует выдавать визы для многократного въезда с целью облегчить административную нагрузку на консульства государств-членов и позволить беспрепятственно перемещаться лицам, которые совершают частные или регулярные поездки. Ходатайствующие лица, известные консульству своей честностью и надежностью, насколько возможно, должны пользоваться упрощенной процедурой». Впрочем, мы хорошо знаем, что эта норма и прежде применялась многими консульствами по решению МИД соответствующих стран – Испании, Франции, Эстонии, недавно аналогичное решение приняла Греция.

Еще одна приятная новость на ту же тему. В статье 9 кодекса говорится: «Обладатели визы для многократного въезда могут подавать ходатайство до истечения визы, действительной на срок от шести месяцев». Прежде все было сложнее. Если, например, срок действия многократной визы заканчивался за несколько дней до следующей запланированной поездки, заявитель должен был явиться в консульство, чтобы аннулировать эту визу, и только потом мог подавать документы на новую.


Личная явка в консульство.
В пункте (9) преамбулы, в статьях 10 и 13 основного документа действительно говорится, что в консульство «ходатайствующее лицо обязано являться лично». Но речь идет о сдаче биометрических данных – отпечатков десяти пальцев. Во-первых, для России это пока не актуально. Биометрические данные наши граждане начнут сдавать, когда будут введены в эксплуатацию визовые информационные системы (ВИС) всех членов Евросоюза. ВИС планируется внедрять по последовательно регионам. Пока достоверно известно, что первыми тремя регионами, где будут внедряться системы, станут Северная Африка, Ближний Восток и район Персидского залива. Консульства в Москве предполагают начать прием биометрических данных не ранее 2013 года.

Но и после этого являться в консульство надо будет только при первом ходатайстве. Внесенные в ВИС биометрические данные будут храниться не менее пятидесяти девяти месяцев (около 5 лет) и копироваться при подаче последующих ходатайств.

Неисчерпывающий перечень документов. О наборе документов, необходимых для оформления визы, говорится в статье 14 и в приложении II Визового кодекса. В списке чего только нет. В частности, для туристов – и приглашение принимающей стороны, и документ на размещение, и подтверждение маршрута поездки, и бронь билетов, и доказательство финансовой состоятельности, включая выписки из банковских счетов, и документ о наличии недвижимости. И называется все это - «Неисчерпывающий перечень подтвердительных документов». То есть, если консульство сочтет необходимым, может придумать еще что-нибудь. Это к вопросу об «упрощении обращения за визой», которое декларируется Визовым кодексом.


Решение по ходатайству.
Иными словами – срок рассмотрения заявления на визу. Согласно статье 23 Визового кодекса, решение по ходатайству принимается в течение 15 календарных дней со дня его подачи. В особых случаях, в частности, когда необходимо более обстоятельное изучение ходатайства, или в случаях представительства, когда проводится консультация с органами представляемого государства-члена, этот срок может продлеваться максимум до 30 календарных дней. В порядке исключения, когда в особых случаях необходимы дополнительные документы, срок может продлеваться максимум до 60 календарных дней.

Однако напомним, что нормы Визового кодекса применяются к гражданам России с учетом действующего соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз. А в этом соглашении срок рассмотрения заявлений на визу определен в 10 календарных дней с момента приема документов. Этот период времени может быть продлен до 30 дней, если необходимо подробное изучение документов.


Визы для детей, вписанных в паспорт.
Статья 29 Визового кодекса сообщает, что «индивидуальные визы, которые выдаются лицам, вписанным в документ на поездку ходатайствующего лица, проставляются в этот документ». То есть, если раньше ребенка можно было вписать в визу родителя, то теперь для него оформляется отдельная виза, которая вклеивается в паспорт матери или отца. Значит, в паспорте для этого должно быть достаточно чистых страниц. Менеджерам турфирм необходимо обращать на это внимание при приеме документов от туристов.

Впрочем, это новшество тоже относительное. Консульство Италии в Москве всегда оформляло отдельные визы на каждого ребенка, вписанного в паспорт, мотивируя это предупреждением нелегального вывоза детей.


Обоснование отказа в визе.
Статья 32 Визового кодекса обязала консульства объяснять причину отказа в визе. Пункт очень важный, поскольку большинство консульств вообще не считают нужным общаться с заявителем по этому поводу, хотя отказы нередко ставят по недоразумению или недопониманию. Примеров можно привести множество.

После долгих мытарств заявитель добивается объяснения причины отказа. Как выяснилось, по телефону, указанному в справке с места работы, сотруднику консульства сообщили, что человека в офисе нет, поскольку он в отпуске. Визовый офицер решил, что справка поддельная: как человек может быть в отпуске, если он только подал заявление на визу?

Вот еще вариант. Девушка собирается за границу учить язык. В анкете пишет сумму, которую намерена взять с собой. Ей отказывают в визе, заподозрив в недостоверности представленной информации: зарплата, указанная в справке с места работы, меньше, чем девушка планирует потратить на поездку.

Теперь ходатайствующие лица смогут обжаловать решение консульства. Жалоба должна подаваться в соответствии с национальным законодательством страны, отказавшей в визе, информацию о порядке обжалования заявителю должны предоставить в консульстве.

Однако, согласно статье 58 Визового кодекса, эта норма вступит в силу только через год - с 5 апреля 2011 г. Очевидно, странам необходимостью внести поправки в соответствующие законы.


Визовые центры.
В Визовом кодексе эти организации называются «внешними поставщиками услуг». В статье 43 говорится, что государства «прилагают усилия по установлению… сотрудничества с внешним поставщиком услуг, без ущерба правилам, подлежащим применению к публичным сделкам, и правилам конкуренции».

О правилах конкуренции в нашем случае говорить смешно. Мало того, что практически все визовые центры в России открывает одна компания – индийская Visa Facilitation Services. Да еще и партнеров она выбирают без какого-либо, даже формального тендера.

Между прочим, пункт (15) преамбулы Визового кодекса особо подчеркивает, что, в случае принятия государством решения о сотрудничестве с внешним поставщиком услуг, «оно должно сохранять возможность для всех ходатайствующих лиц подавать ходатайство непосредственно в свои дипломатические или консульские представительства». Формально к консульствам в этом смысле не придерешься: по телефону можно записаться на определенный день и сдать документы напрямую. Однако день этот наступит, в лучшем случае, через три недели, а вероятнее всего – через два-три месяца. В посольстве Дании, например, сейчас идет запись на июль. А на сайте посольства Голландии при клике на раздел «Назначение встречи в посольстве в Москве» вообще открывается страница… на голландском языке. То есть заявителей всеми правдами и неправдами заталкивают в визовые центры, не давая выбора и заставляя платить дополнительные деньги.


Сотрудничество с коммерческими посредниками.
Вот таким несколько обидным определением в кодексе обозначены, в частности, туристические компании, с которыми на условиях аккредитации могут сотрудничать консульства. Интересная деталь: в статье 45 говорится, что «каждое консульство обеспечивает информирование общественности о перечне аккредитованных коммерческих посредников, с которыми он осуществляет сотрудничество». Это хорошо. А то очень не любят консульства не то что списки аккредитованных компаний раскрывать – даже количество их называть.

Мы прилагаем к этой публикации выборочные места из Визового кодекса ЕС, чтобы знать, на какие страны не распространяется Визовый кодекс; каков унифицированный порядок и общие правила подачи ходатайства; сколько чистых страниц минимум должно быть в паспорте; чтобы получить «неисчерпывающий» перечень документов для туристических, деловых и образовательных поездок; чтобы понимать, как консульства должны контролировать работу аккредитованных туроператоров и т.д.

(Ирина Тюрина, RATA-news)